Автоматическое Распознавание Параметров RAID

R-Studio позволяет восстанавливать данные с неисправного дискового массива RAID путем создания виртуального набора томов или RAID и дальнейшей его обработки по той же эффективной технологии, которая применяется и для обычных дисков или томов. Основная проблема здесь заключается в корректном создании виртуального RAID из составляющих его дисков, и часто возникает ситуация когда имеются сами диски (физические диски или их образы) входящие в состав RAID, но параметры дискового массива частично или полностью неизвестны.

Задание корректных параметров критически важно при создании виртуального RAID и успешного восстановления с него данных. Есть определенные методы ручного определения параметров RAID (смотри статью "Определение Параметров RAID"), но для их успешного применения необходим достаточно хороший уровень знания технологии RAID, особенностей файловых систем и других технических аспектов. Все это создает трудности при определении параметров RAID, причем даже для профессиональных пользователей R-Studio.

Для решения данной задачи в R-Studio была разработана уникальная технология распознавания параметров RAID, позволяющая определить параметры дискового массива для любой файловой системы тома RAID, даже если они абсолютно неизвестны пользователю. Использование данной технологии не требует каких-либо специальных знаний о томах RAID, однако понимание некоторых ключевых принципов распознавания параметров RAID в R-Studio значительно повысит ваши шансы при восстановлении данных на дисковом массиве.

В этой статье будут приведены и далее рассмотрены на конкретном примере ряд общих положений использования в R-Studio автоматического определения параметров RAID. В заключении мы расскажем о ряде дополнительных действий необходимых для определения конфигураций RAID в ряде сложных случаев восстановления данных.

Общие положения
Каждый раз при выполнении автоматического распознавания параметров RAID следует соблюдать ряд общих правил.

  • Все диски RAID или их образы должны быть включены в схему RAID. Если нет хотя бы одного диска, то распознать параметры RAID не удастся (даже если вместо этого диска RAID будет создан объект "отсутствующий диск”). Единственным исключением здесь является резервный диск без данных RAID - такие диски могут быть исключены из структуры RAID и это не повлияет на определение параметров дискового массива.
  • Включение резервных дисков в схему виртуального RAID необязательно. Как говорилось в предыдущем абзаце, при создании виртуального RAID резервные диски не требуются для определения его параметров. Включение их в схему RAID никак не повлияет на результат, однако значительно увеличит время необходимое для обработки RAID. Если вы точно знаете что диск является резервным и на нем нет данных RAID, то его можно сразу же исключить из виртуального RAID. В противном случае оставляйте все диски, однако в этом случае длительность процесса возрастет.
  • Распознавание параметров RAID является достаточно длительным процессом, особенно в случае больших RAID. Необходимо запастись терпением. При этом R-Studio показывает ход выполнения операции, и вы можете примерно оценить оставшее время.
  • Процесс не всегда может завершиться успешно. Результат зависит от многих факторов. Наиболее важными являются типы данных хранимых на RAID и степень повреждения тома. Степень сжатия данных также очень важна: чем меньше сжаты данные, тем выше шансы того, что параметры RAID будут корректно определены. Например, параметры томов RAID с данными документов Microsoft Office или OpenOffice, несжатыми графическими файлами (*.bmp), базами данных и т.д. имеют значительно более высокие шансы быть распознанными чем параметры RAID, на которых хранятся сжатые графические файлы (*.jpg, *.TIFF, *.png) и видео файлы. Также на распознание параметров могут существенно повлиять данные оставшиеся на дисках от предыдущих дисковых массовов.

При необходимости операция распознавания параметров RAID может быть выполнена несколько раз.

Основы Автоматического Распознавания Параметров RAID
Рассмотрим самый простой случай автоматического распознавания параметров RAID.

Предполагается, что пользователь достаточно хорошо знает основные принципы работы с R-Studio. Для получения более подробной информации обратитесь к документации к R-Studio.

1. Создадим виртуальный RAID и добавил в него объекты. Оставим без изменений порядок блоков (disk order), тип RAID (RAID type), размер блока (block size) и т.д. Затем нажмем кнопку Авто определение (Auto Detect).
Automatic_RAID_Parameter_Detection_1.png
Рис.1. Компоненты RAID
Кликните по изображению для его увеличения

2. R-Studio начнет выполнять автоматическое распознавания параметров RAID, показывая ход выполнения операции. После завершения откроется диалоговое окно Обнаружение параметров RAID завершено (RAID Parameters Detection - Completed) и будут показаны результаты.
Automatic_RAID_Parameter_Detection_2.png
Рис.2. Распознанные схемы RAID
Кликните по изображению для его увеличения

R-Studio автоматически выберет наилучший из распознанных вариантов параметров RAID.

Обратите внимание, что иногда может возникнуть разница между первоначально найденными смещениями и окончательным вариантом смещений. Это вполне обычная ситуация, не влияющая на окончательный результат.
Automatic_RAID_Parameter_Detection_8.png
Рис.3. Различие между первоначально найденными смещениями и окончательным вариантом смещений
Кликните по изображению для его увеличения

3. Нажмите на кнопку Применить (Apply) в диалоговом окне Детектирование параметров RAID - завершено (RAID Parameters Detection - Completed), и выбранная структура будет применена к виртуальному RAID.
Automatic_RAID_Parameter_Detection_3.png
Рис.4. Воссозданная схема RAID
Кликните по изображению для его увеличения

4. Просмотрите файлы для подтвержения того, что параметры RAID были распознаны корректно. Если на RAID будет определена файловая система, то R-Studio ее покажет. Чтобы удостовериться что параметры RAID были распознаны корректно можно открыть том и просмотреть некоторые файлы.
Automatic_RAID_Parameter_Detection_4.png
Рис.5. Просмотренный файл на корректно воссозданном RAID
Кликните по изображению для его увеличения

Дальнейшие Шаги: Что делать если R-Studio не сможет распознать параметры RAID с первой попытки
Есть множество причин по которым R-Studio не может корректно распознать параметры RAID с первого раза. В некоторых случаях данные дискового массива могут быть повреждены значительно, что делает невозможным автоматическое распознавание параметров RAID. Однако если данные все же более-менее сохранены, то следует воспользоваться определенными методами позволяющими корректно определить параметры RAID при помощи R-Studio.

Сканирование RAID
Сканирование виртуального RAID помогает когда параметры дискового массива распознаются на первый взгляд (в большей степени) корректно, но при этом файловая система на распознанном RAID не определяется. Особенно это полезно когда пространство на дисках RAID до смещения заполнено нулями. В этом случае смещение с первой попытки может быть распознано неверно.
Automatic_RAID_Parameter_Detection_5.png
Рис.6. Некорректно найденное смещение RAID
Кликните по изображению для его увеличения

При этом R-Studio может не определить на RAID файловую систему. На панели Диски (Drives) вы увидите Виртуальный RAID (Virtual Block RAID), однако ниже него каких-либо распознанных файловых систем не будет.
Automatic_RAID_Parameter_Detection_6.png
Рис.7. Файловые системы на распознаны
Кликните по изображению для его увеличения

Сканирования виртуального RAID позволит определить файловую систему. Выберите элемент Виртуальный RAID (Virtual Block RAID) и нажмите кнопку Сканировать (Scan). После сканирования вы увидите найденные файловые системы.
Automatic_RAID_Parameter_Detection_7.png
Рис.8. Найденные файловые системы после сканирования RAIDn
Кликните по изображению для его увеличения

Изменение Распознанных Параметров RAID
Параметры RAID распознаются и выбираются так чтобы получились наиболее достоверные результаты для самого широкого ряда случаев. Также есть два дополнительных параметра которые в случае необходимости можно изменить: "Производительность поиска смещений (Offset search performance)" и "Производительность поиска параметров (RAID layout search performance)". При их изменении меняются пределы найденных смещений и структур RAID, отображаемых в результатах детектирования. По умолчанию показаны только наиболее близкие к достоверным результаты. Однако для более сложных схем RAID (например, RAID 6) показанные по умолчанию параметры могут отсеивать корректные смещения или структуры RAID. Вы можете расширить показ найденных результатов переместив движки "Производительность поиска смещений (Offset search performance)" и "Производительность поиска параметров (RAID layout search performance)" в сторону значений "быстро (fast)".

На приведенном ниже рисунке использовались параметры по умолчанию, и смещения не были распознаны.
Automatic_RAID_Parameter_Detection_9.png
Рис.9. Смещения не распознаны при использовании параметров по умолчанию
Кликните по изображению для его увеличения

После смещения движка "Производительность поиска смещений (Offset search performance)" в области Расширенные настройки (Advanced Options) в сторону значения "быстро (fast)" было найдено корректное смещение.
Automatic_RAID_Parameter_Detection_10.png
Рис.10. Найдено корректное смещение после уменьшения параметра "Производительность поиска смещений (Offset search performance)"
Кликните по изображению для его увеличения

Таким же образом может быть смещен движок "Производительность поиска параметров (RAID layout search performance)" чтобы найти большее число структур RAID.

Но прежде всего следует выполнить поиск с параметрами по умолчанию. Для менее сложных схем RAID уменьшение параметров области Расширенные настройки (Advanced Options) приведет к тому что будет показано слишком много результатов и определение корректной схемы RAID займет больше времени.

Ручной выбор другого смещения и другой схемы RAID
Это может помочь когда данные RAID повреждены до такой степени, что ни одна из вышеупомянутых рекомендаций не дает желаемого результата.

Начинайте со смещения с максимальным числом соотношения (hits), далее выбирайте другие смещения и повторяйте процесс детектирования. После этого выбирайте найденную структуру RAID с наибольшей вероятностью (probability). Продолжайте процесс отбора до тех пор пока не будут найдены корректные параметры RAID.

Заключение
Восстановление данных с неисправного RAID достаточно трудоемкая задача, а распознавание корректных параметров RAID является основой для ее успешного выполнения. Наилучшим с точки зрения восстановления данных конечно же является тот случай когда конфигурация RAID известна, т.е., например, она была сохранена или записана еще до возникновения неисправности. В других случаях встроенная в R-Studio технология автоматического распознавания параметров RAID позволяет получать достаточно корректные результаты. Данная технология работает с высокой степенью надежности для простых дисковых массивов; также и в остальных нетривиальных ситуациях она может использоваться как достаточно эффективный инструмент для нахождения смещения и структуры RAID.

© Copyright 2000-2016 R-Tools Technology Inc.

Automatic RAID Parameter Detection

R-Studio enables you to recover data from a failed RAID by creating a virtual RAID. Once a virtual RAID is mounted, R-Studio can recover data from the volume using the same powerful data recovery technology that is used on other disks and volumes. However, the challenge lies in constructing a valid virtual RAID from its constituent disks. Although you may have the correct disks (either physical drives or images) for the RAID, you may not immediately know the parameters for the RAID volume being recovered.

Choosing the correct RAID parameters is crucial to successfully mounting the virtual RAID, and therefore it is essential to a successful RAID data recovery. Oftentimes, RAID parameters may be ambiguous or completely unknown. There are some methods for manually finding RAID parameters (see the article "Finding RAID Parameters"), but manual RAID parameter detection requires a good understanding of RAID technology, file system features and other technical concepts. This makes finding RAID parameters very challenging, even for professional R-Studio users.

To help with this task, R-Studio has introduced its own unique technology for automatic RAID parameter detection. Using it, R-Studio can detect RAID parameters for any file system on a RAID volume, even if the RAID parameters are completely unknown to the user. Utilizing this technology does not require technical expertise about RAID volumes, but understanding a few key software principles about R-Studio's RAID parameter detection will greatly increase your chances of a successful RAID data recovery.

In this article, we will cover a few general notes about using R-Studio's automatic RAID detection. Then, we will illustrate these points by walking through an example operation. Lastly, we will address a few additional steps that can be performed to determine RAID configurations for complex data recovery scenarios.

General Notes
Regardless of the data recovery scenario, a few key points should be observed before attempting to automatically detect RAID parameters.

  • All RAID disks or their images must be included in the RAID layout. If even one disk is missing, RAID parameter detection cannot be performed. This is true even if the disk is substituted with a "missing disk” object. The only exception is a spare disk without RAID data; spare disks may be excluded from the RAID layout without impacting the chances for a successful RAID parameter detection.
  • Including spare disks in a virtual RAID layout is optional. As mentioned above, when building a virtual RAID, spare disks are not required for RAID parameter detection. Including them will not increase or decrease your success rate, but they will impact the time required to process the RAID. If you are certain that a disk is a spare disk without any RAID data, you can safely exclude it from your virtual RAID. If you are unsure, include all disks and expect longer processing times.
  • RAID parameter detection may be a very lengthy process, especially for large RAIDs. Some patience will be required. R-Studio shows progress for RAID parameter detection to give you an estimated time to completion.
  • RAID parameter detection may not always be successful. Success depends on many factors. The most important factors are the data types stored on the RAID and the extent of the damage to the volume. Data compression also has an impact: the less the data is compressed, the higher the chances that RAID parameters will be detected correctly. For example, parameters for RAIDs with Microsoft Office or OpenOffice documents, uncompressed images (*.bmp), databases, etc., have greater chances for successful detection than RAIDs with compressed images (*.jpg, *.TIFF, *.png) and videos. Also, residual data from previous RAIDs still remaining on the RAID disks may severely degrade performance of RAID parameter detection.

If necessary, the RAID parameter detection operation may be repeated several times.

Basic Automatic RAID Parameter Detection
This example illustrates an automatic RAID parameter detection using a simple case. For a scenario like this one, the process is easy and straightforward.

These steps presume a basic familiarity with R-Studio's functionality. For further information or guidance, refer to the online R-Studio Help documentation.

1. Create a virtual RAID object and add its objects to it. Disregard the disk order, RAID type, block size, etc. Then, click the Auto Detect button.
Fig.1. RAID components
Click image to enlarge

2. R-Studio will start the automatic detection process, showing its progress. When it finishes, the RAID Parameters Detection - Completed dialog box will show the results.
Fig.2. Detected RAID layouts
Click image to enlarge

R-Studio will automatically select the best variant found.

Please note that in some unusual cases, there may be a difference between the initial and final detected offsets. This is a normal situation and does not affect RAID parameter detection.
Fig.3. Difference between the initial and final detected offsets
Click image to enlarge

3. Click the Apply button on the RAID Parameters Detection - Completed dialog box, and the selected RAID layout will be applied to the virtual RAID.
Fig.4. Re-constructed RAID layout
Click image to enlarge

4. Preview files to verify the correct parameters were detected. If a valid file system is detected on the RAID, R-Studio will show it. To verify that the correct RAID parameters were detected, you can open the volume and preview some of the files.
Fig.5. Previewed file on a correctly re-constructed RAID
Click image to enlarge

Next Steps: What to do if R-Studio cannot detect RAID parameters after the first attempt
There are a number of reasons why R-Studio may not detect RAID parameters correctly after the first attempt. In some cases, the data may be damaged too heavily for automatic RAID parameter detection to be possible. But if the data is more or less intact, there are a few techniques that may help R-Studio detect the correct parameters.

Scan the RAID
Scanning the Virtual Block RAID may help when R-Studio detects apparently correct RAID parameters, but cannot find a valid file system on the detected RAID. This is especially helpful when the space on the RAID components before the offset is filled with 0s. In this case, R-Studio might detect the offset incorrectly for the first time.
Fig.6. Incorrectly found offset for the RAID
Click image to enlarge

When this occurs, R-Studio may not find a valid file system on the RAID. The Virtual Block RAID volume will appear in the Drives pane, but there will be no detected file systems beneath it.
Fig.7. No detected file systems
Click image to enlarge

In this case, the file system can be found by scanning the RAID. Select the Virtual Block RAID item and click Scan. The detected file systems will be shown beneath the Virtual Block RAID disk.
Fig.8. Detected file system after RAID scan
Click image to enlarge

Change RAID Detection Parameters
The default RAID detection parameters are calibrated to deliver the most reliable results for the widest range of cases. There are two advanced parameters that can be adjusted as needed: "Offset search performance" and "RAID layout search performance". Adjusting these lowers the threshold for the found offsets or found RAID layouts that are displayed in the results. By default, only the results most likely to be the correct parameters are shown. However, for more complex RAID layouts (for example, RAID 6), the default parameters may filter out the correct offsets or RAID layouts. You can expand the results displayed by decreasing the "Offset search performance" and "RAID layout search performance" parameters by moving the slider toward the "fast" setting.

In the figure below, the default settings were used, and no offsets were detected.
Fig.9. No offsets detected with the default detection parameters
Click image to enlarge

After decreasing the "Offset search performance" parameter in the Advanced Options pane and detecting again, the correct offset is found.
Fig.10. A correct offset is detected when the "Offset search performance" parameter is decreased
Click image to enlarge

Similarly, the "RAID layouts search performance" parameter can be decreased to find more RAID layouts.

Note that the default settings should be attempted first. For less complex RAID layouts, decreasing either of these settings will display too many results, making determining the correct layout more time consuming.

Select another offset and RAID layout manually
This may help when the RAID data is damaged to the point that none of the above steps yield successful results.

Starting with the offset with the highest number of hits, manually select the offset and repeat the detection. Then, manually select a RAID layout with the highest probability. Continue this process of elimination until the correct RAID parameters are found.

Recovering data from a failed RAID is a challenge. Detecting the correct RAID parameters is key to a successful recovery. The absolute best case scenario is one where the previous RAID configuration was stored or recorded prior to the crash. Barring that, using R-Studio's built-in automatic RAID parameter detection technology is the next best course of action. R-Studio's automatic RAID parameter detection works with very high reliability for simple cases, and for more complex situations, can be used as a powerful tool for determining the correct RAID offset and RAID layout.

© Copyright 2000-2016 R-Tools Technology Inc.